FAQ
Здесь приведены наиболее часто встречающиеся вопросы и ответы на них.
- Почему указываются рекомендованные размеры помещения для каждого усилителя мощности (УМ) и чем вызван такой выбор мощностей усилителей?
Ответ: Надо иметь в виду, что высокие выходные мощности усилителей это не более, чем маркетинговый ход, такой же, как много нулей после запятой в цифрах нелинейных искажений. К реальному качеству воспроизведения музыки такие параметры имеют мало отношения. Дело в том, что в акустических системах (АС), предназначенных для домашнего прослушивания, при уровнях подводимой мощности более 5-10 Вт уже начинают резко расти нелинейные искажения, а в дополнение к этому человеческий слух начинает адаптироваться к большой громкости, снижая свою чуствительность. Возникает состояние оглушенности, когда в наступившей вдруг тишине невозможно расслышать достаточно тихие звуки и необходимо время, чтобы слух восстановился. Речи о наслаждении музыкой в таком состоянии идти уже не может.
Если реально смотреть на вещи, то для нормального прослушивания музыки в небольшом помещении (до 15 кв. м) достаточно усилителя мощностью 5 Вт ввиду того, что комфортные уровни прослушивания составляют 1-2 Вт. Приблизительно такими мощностями и располагают хорошие однотактные ламповые усилители. Почему же тогда транзисторный, построенный по аналогичным схемотехническим решениям должен быть другим?
В бОльших помещениях (до 30-40 кв.м) и небольших залах, по мере удаления слушателя от АС, еще можно получить хороший звук, но увеличивать выходную мощность все равно можно только в достаточно небольших пределах, учитывая возможности громкоговорителей. Реально это 10-20 Вт и речи о мощностях подводимых к АС в 100 Вт и более не идет, поскольку громкоговорители конструктивно такие мощности может и выдерживают, но о качестве звука уже говорить не приходится.
Таким образом, для каждого помещения и АС требуются свои усилители, оптимальные по мощностным характеристикам.
Есть еще одна связанная с этим проблема. Выходные мощностные характеристики высококачественных усилителей напрямую зависят от постоянно потребляемой ими энергии. Очень мощный усилитель, работающий в классе "А", не подойдет для небольшого помещения, т.к. слушатель попросту не сможет находиться в этом помещении длительное время из-за нагрева воздуха. Включение кондиционеров приведет к заметному росту фонового шума, что для условий воспроизведения музыки высокого качества явно не подходит. Для решения этой проблемы усилители с постоянной рассеиваемой мощностью более 1 КВт обычно имеют специальный режим малого потребления за счет снижения тока покоя и выходной мощности в классе "А". Только вот возникает вопрос - зачем вообще применять такой усилитель в данном помещении, если его возможностями полностью нельзя воспользоваться?
Учитывая все выше сказанное для небольших помещений до 15 кв.м можно рекомендовать усилитель Delitio, а для помещений бОльших размеров - Perfectio.
- Какие блоки питания использованы в усилителях?
Ответ: Так как в результате применения балансного однотактного выходного каскада ток потребления непосредственно схемой усилителя стал постоянным, то это позволило применить импульсные блоки питания. В отличие от традиционных трансформаторных блоков здесь не нужно иметь огромные электролитические емкости для фильтрации сетевого напряжения. Увеличение в 2000 раз частоты преобразования по сравнению с классическим трансформатором во столько же раз снизило требуемую емкость для фильтрации. Кроме того, высокочастотное преобразование исключило возможность появления гула от трансформатора и различных помех с частотой сети. Встроенная стабилизация выходного напряжения решила проблему работы в сетях с нестабильным напряжением.
Во всех усилителях проекта применены высококачественные промышленные блоки питания швейцарской фирмы Traco Electronic AG.
- В комплекте с усилителем идет стандартный сетевой кабель. Может ли быть полезным использование аудиофильских сетевых кабелей?
Ответ: В традиционных усилителях, не имеющих балансного выходного каскада в классе "А", а особенно это имеет значение для усилителей с классом "АВ", подбор сетевых кабелей имеет определенный смысл, т.к. переменная составляющая тока в нагрузке в конечном счете оказывается в кабеле питания. В наших усилителях, как это отмечалось выше, ток потребления схемой усилителя постоянный. Поэтому, по сетевому кабелю питания протекает постоянный по уровню переменный ток и применение дорогостоящих сетевых кабелей становится абсолютно бессмысленным. Нужен просто качественный сетевой кабель, рассчитанный на соответствующую силу тока. Таким образом, наш усилитель позволит вам сэкономить до нескольких тысяч долларов на этом аудиофильском атрибуте.
- Какие акустические кабели рекомендуется использовать с усилителями?
Ответ: При конструировании усилителей предполагалось, что они будут размещаться рядом с акустической системой. Акустический кабель оказывает заметное влияние на воспроизведение звукового сигнала и одним из способов уменьшить это влияние является уменьшение его длины. Длины более 1 м нежелательно применять даже в случае высококачественных кабелей.
Учитывая балансный тип выходного каскада усилителя и его широкополосность можно рекомендовать витую пару с сечением проводника не менее 2.5 кв.мм.
- Есть ли рекомендуемые предусилители к данным УМ?
Ответ: Добавление устройств с усилением (предусилителей), в котором нет необходимости, и последующим подавлением сигнала станет источником лишних искажений. Поэтому мы рекомендуем пользоваться пассивными устройствами. Это формирует наиболее короткий звуковой тракт с наименьшим количеством активных элементов и позволяет создать систему с превосходным звучанием. В состав такого тракта могут войти различные источники (проигрыватель винила с корректором, CD плеер, мультиформатный плеер и т.п.), пассивный коммутатор с резистивным регулятором громкости (РГ) и непосредственно усилители мощности с АС.
Сопротивление РГ рекомендуется выбирать в диапазоне от 600 ом, если позволяют выходные каскады источников, до 10 Ком. Обычно 5 Ком является оптимальной величиной. Кроме того, применение балансного интерфейса можно считать предпочтительным. В качестве пассивного коммутатора-регулятора можно рекомендовать, например, устройства американской компании Goldpoint Level Controls или аналогичные.
- Усилители не комплектуются пультом управления. Есть ли решение для включения/выключения усилителя дистанционно?
Ответ: Добавление еще одного пульта к имеющемуся у каждого аудиофила их количеству не является хорошей идеей, тем более, что функциональность такого пульта весьма ограничена (необходимо только включение и выключение). Поэтому было решено отказаться от введения прямого дистанционного управления усилителями.
Для дистанционного включения/выключения усилителей можно рекомендовать применение сетевых фильтров с функцией Master/Slave. Кроме функции фильтрации помех по сетям питания такие устройства автоматически подключают к сети усилители мощности при включении источника сигнала (CD плеер и т.п.) своим пультом.
Применение обычных "компьютерных" сетевых фильтров, а не специальных аудиофильских здесь также оправдано благодаря особенностям питания усилителя.